6. САМЗ (Система автоматизации материальных заявок), отраслевое решение
   Работа с САМЗ тесно связана с механизмом Задач. Перед началом работы следует ознакомится с работой с Задачами в главе Справки 3.11 Задачи
6.1. Бизнес-процесс обработки Материальной Заявки

6.1.1. Бизнес-процесс создания Материальной заявки
1. Бизнес-процесс обработки Материальной заявки
 
   1.1. Для получения со склада необходимых ТМЦ сотрудник, далее ЗАЯВИТЕЛЬ, создает операцию "Материальная заявка" и вносит туда их перечень. При внесении перечня ТМЦ ЗАЯВИТЕЛЬ может видеть наличие ТМЦ на складе. 
   Закончив подбор ТМЦ, ЗАЯВИТЕЛЬ изменяет статус операции Заявки "В работе" на "На утверждении", что блокирует заявку от последующего редактирования и запускает бизнес-процесс ее обработки.
 
 
 
    Бизнес-процесс может быть инициирован и другим способом: ЗАЯВИТЕЛЬ запускает на операции "Материальная заявка" действие "Создать задачи по шаблону", где выбирает шаблон "Утвердить заявку". При этом операция "Материальная заявка" приобретает статус "На утверждении".
 
 
   В обоих случаях будет создана задача по подписанию Заявки, адресованая начальнику отдела, в рамках которого создана операция (поле "ЦФО").  
   1.2. Начальник отдела получает задачу "Утвердить заявку", переходит на заявку, проверяет ее и, если он подтверждает правильность заявки, проставляет на задаче результат "Выполнено". В этот момент программа сама проверяеет актуальность текущего остатка ТМЦ, перечисленных в Заявке: если операций с ТМЦ еще не было, то для определения наличия их на складе система создает оперцию "Инвентаризация", включает в нее товары, подлежащие инвентаризации, и создает Кладовщику задачу "Частичная инветаризация". Кладовщик, получив эту задачу, переходит на операцию инвентаризации, вводит в поле "Заказано" реальное количество ТМЦ на складе и проставляет на задаче результат "Выполнено".
 
 
 
 
    Система корректирует складские остатки и запускает следующую стадию бизнес процесса: проверяет наличие запрашиваемых ТМЦ на складе и, если они есть и свободны (не зарезервированы под другие проекты), создает операцию их перемещения со склада, где они найдены, на склад, указанный в Материальной заявке. Под операцией перемещения создается две задачи:
 - КЛАДОВЩИКУ: "Выдать ТМЦ";
 - ЗАЯВИТЕЛЮ: "Получить ТМЦ со склада";
 - Начальнику МТС: "Уведомление: получение ТМЦ со склада по заявке".
 
   Если начальник считает, что Заявка требует некоторых корректировок, он указывает причины в текстовом поле "Результат", а в выпадающем списке "Результат" выбирает "Возвращено". При этом Заявка снова приобретает статус "В работе" и заявитель может внести в нее изменения. После этих изменений заявитель заново инициирует процес утверждения Заявки путем запуска действия "Создать задачи по шаблону" (см. выше).
   Если же заявка вообще не может быть подписана, начальник устанавливает статус задачи "Отменено" и бизнес-процесс на этом завершается.
 
   1.3. КЛАДОВЩИК, ЗАЯВИТЕЛЬ,  и начальник МТС проставляют на задачах результат "Выполнено", бизнес-процесс завершен.
  
 

6.1.2. Бизнес-процесс создания Покупки.
2. Создание Покупки.
 
     2.1. После выполнения начальником отдела задачи "Утвердить заявку", созданной сотрудником его отдела, система проверяет наличие их на складе (при необходимости с проведением частичной инвентаризации) и, если их там нет, создает на имя технического директора задачу "Утвердить закупку". Технический директор ставит на этой задаче результат "Выполнено", разрешая тем самым осуществление закупки. Система автоматически создает задачу начальнику отдела МТС "Заказать у поставщика". 
    2.2. Начальник отдела МТС получает уведомление о необходимости закупить ТМЦ под заявку, переходит на операцию материальной заявки и создает в системе операцию Покупки, куда с помощью буфера товарных позиций копирует из заявки перечень ТМЦ, подлежащих закупке. Закончив оформление операции закупки он , проставляет на задаче статус "Выполнено".
   Бизнес-процесс закупки с прохождением всех стадий утверждения и оформления в рамках САМЗ не автоматизируется.
 
   2.3. После получения ТМЦ от поставщика согласно приходной накладной КЛАДОВЩИК нажимает кнопку "Получить товар" на операции покупки. Система автоматически переходит к выполнению действий, описанных в п.1.2., пытаясь создать операции перемещения полученных ТМЦ на участок, куда они затребованы, и соответствующие уведомления (задачи). На этом процесс закупки считается законченым.
   2.4. Если, получив ТМЦ со склада, ЗАЯВИТЕЛЬ обнаруживает, что ТМЦ не соответствуют требованиям (содержат дефекты) и нуждаются в замене (возврате), ЗАЯВИТЕЛЬ может инициировать процесс возврата их поставщику. Данный процесс не автоматизируется в рамках САМЗ.



6.2. Бизнес-процесс обработки Материального рапорта
   Израсходованные в ходе выполнения производственных задач ТМЦ должны быть списаны в период, установленный учетной политикой предприятия. Пока ТМЦ не списаны, они числятся на подразделении и находятся под материальной ответственностью лица, затребовавшего их со склада.
   Для списания ТМЦ служит тип операций "Материальный рапорт". Операции данного типа могут создаваться теми же сотрудниками, которые создают Заявки. Процесс создания Материального рапорта аналогичен процессу создания Материальной Заявки. После включения в Рапорт перечня списываемых ТМЦ сотрудник запускает действие "Создать задачи по шаблону" (как и в случае с Заявкой), где выбирает шаблон "Утвердить списание". Задача адресуется начальнику отдела, который подписывал Заявку.
   Получив задачу, начальник отдела переходит на операцию Рапорта, ознакамливается со перечнем списываемых ТМЦ и подтверждает их списание, нажатием кнопки "Получить товары" в под таблицей товарной спецификации. Поле этого н проставляет на задаче результат "Выполнено".

6.3. Отчеты
 
 
 Отчеты о статистике и итогах движения ТМЦ в рамках САМЗ можно получить на закладке "Операции" на ветке дерева операций "САМЗ". В отчет попадают операции только тех типов, которые представлены в ветке САМЗ.
 Вначале пользователь должен установить фильр операций, где он может указать интересующий его период, ЦФО и прочие параметры фильтрации.
 
 
 
 Далее пользователь открывает закладку "Анализ", где собственно и расположены отчеты.
 
 
  Система отчетов построена по технологии OLAP (многомерный анализ данных) и использует компонент Microsoft Office, известный как "Сводные таблицы Excel". Эта технология позволяет пользователю, получив с сервера определенный набор данных, самому настраивать форму их отображения в виде макетов. 
  Перед началом работы с отчетами OLAP рекомендуется ознакомиться со справкой, предоставляемой ее разработчиком.
 
  Запуск отчета осуществляется нажатием кнопки "Обновить". Возле нее расположен выпадающий список, где можно выбрать нужный макет отчета из ранее сохраненных.
  
 
 
 Полученные данные можно детализировать - посмотреть из каких операций САМЗ была сформирована та или иная цмфра. Показать/скрыть детали можно нажимая на кнопки +/- в строке данных.
 
 
 
 В режиме детализации отображаются все операции, сформировавшие каждую цифру. Клик мышкой на операции осуществляет переход на нее в дереве операций.
 
 
 
 Для группировки и фильтрации данных пользователь может модифицировать отчет, добавляя в него интересующие его поля. Для этого он вызывает список доступных полей и переносит их мышкой в нужную область (строк, столбцов, фильтра).
 
 
 Пользователь может осуществлять фильтрацию данный в отчете, отмечая интерересующиего его значения полей. Это можно делать не только в полях, вынесенных в область фильтра, но и во всех других.
 
 
 
  Если изменения в отчете не сохранить, то при следующем его обновлении будет восстановлена его исходная форма.
 При сохранении изменений пользователь может модифицировать текущий макет или создать новый, дав ему соотвтетствующее имя. 
 Все сохраненные пользователем макеты будут доступны ему в дальнейшем. Макеты сохраняются только для текущего пользователя. Соответственно, каждый пользователь имеет доступ к своим макетам.
 
 
 

6.3. Отчеты
 
 
  Для отображенния движения ТМЦ имеется стандартный отчет "Товарооборот", показывающий полную картину движение ТМЦ безотносительно типов операций САМЗ.
Товарооборот по местам хранения в количестве и цене (себестоимости, цене по выбранной колонке прайса и т.п.): начальное сальдо, приход и расход с детализацией по типам операций, конечное сальдо.
Отчет может быть запущен для всех объектов (на корне дерева "Объекты") или на любов виде/подвиде товарного классификатора.
Пользователь может указать параметры фльтрации данных отчета: вид учета (Управленческий,Бухгалтерский), временной промежуток, ЦФО (Балансовую единицу), Склад, Код, Вендор (Торговая марка), а также форму отображения данных (вид цен, группировку строк, отображение столбцов отчета).
Если при приходовании ТМЦ они были переименованы в приходных операциях согласно документов поставщика, отчет может быть сформирован с учетом этих переименований. Для этого следует включить флажок "Наименования поставщика".